Современный человек привык к комфорту. Значительно облегчает и делает жизнь удобнее целый комплекс коммуникаций – отопление, газоснабжение, холодное и горячее водоснабжение.
Всё это привычно для жителей многоэтажных домов и поэтому воспринимается, как должное.
Однако, рано или поздно все эти коммуникации потребуют ремонта или замены. Внутренняя разводка труб, как правило, не вызывает особенных проблем, тогда как с заменой стояков дело обстоит сложнее.
Кто отвечает за стояки?
Вопрос, кто в ответе за замену стояков и кто должен следить за ними, волнует многих. Теоретически, все очень просто и давно урегулировано законодательными актами.
В первую очередь, нужно понять, в чьей собственности находятся стояки различных коммуникаций. В соответствии с законодательными актами, а точнее Жилищным Кодексом Российской Федерации (статья 153), такие трубы и смонтированные на них вентили, представляют собой общее имущество многоквартирного дома.
Теоретически, стояки принадлежат всем собственникам жилья одновременно.
Может возникнуть впечатление, что менять стояки отопления должны непосредственно собственники жилья. Иными словами, при необходимости, квартиросъемщики собирают необходимую сумму денежных средств и заключают договор со специализированной организацией. После этого подрядчик выполняет замену.
Такая схема решения проблемы неверна. Однако, зачастую ответственные организации пользуются недостаточной юридической грамотностью владельцев квартир в многоквартирном доме. В результате, у собственников не остается другого выхода, кроме как менять стояки самостоятельно.
На самом деле, нормативы подразумевают другой выход из ситуации. В многоквартирном доме, как правило, имеется управляющая жилищная компания. Эта организация ежемесячно взимает с жильцов плату по статье «Техническое обслуживание и ремонт», в счет которой и должны производиться все работы по обслуживанию коммуникационных стояков.
Собственники же несут ответственность только за состояние подводки внутри своей квартиры, равно как и за все последствия ненадлежащего ее обслуживания. Именно они должны менять все коммуникационное оборудование внутри помещения.
То есть, если собственник «затопил» своих соседей из-за неисправностей подводки, находящейся в его собственности, то и отвечать за последствия будет он сам. Если же выяснится, что причиной этого неприятного происшествия стало ненадлежащее состояние стояка, то ответственность полностью ложится на ТСЖ или другую управляющую организацию.
Здесь нужно учитывать один нюанс – не все трубы, которые находятся в квартире, являются собственностью ее владельца. Зона ответственности хозяина квартиры начинается после первого расположенного на стояке вентиля.
Нормативы, регламентирующие сроки, когда следует менять коммуникационные стояки, а также определяющие, в каких случаях может потребоваться текущий ремонт, конечно есть. Однако, управляющие компании не спешат им следовать.
Исторически в нашей стране сложилось так, что на вопрос обслуживания коммуникаций обращают внимание только тогда, когда ситуация уже стала аварийной.
Необходимо знать, что управляющая компания, принимая на себя управление многоквартирным домом, принимает и ряд установленных законом обязательств. В их числе указана и постоянная готовность инженерных коммуникаций, относящихся к категории общего имущества, к бесперебойному обеспечению проживающих в доме граждан коммунальными услугами.
Именно эта компания обязана своевременно менять стояки. При этом, управляющая организация не имеет права ссылаться на задолженности жильцов по оплате содержания и ремонта общего имущества.
В случае отказа организации от исполнения своих обязательств, на нее можно подать в суд, который должен рассмотреть иск. При этом, чаще всего, вопрос решается в пользу жильцов.
Замена коммуникационных стояков – нюансы и особенности
Производство работ по замене стояков состоит из нескольких основных этапов.
- Стояк требуется перекрыть. Если речь идет о канализации, то дополнительно требуется перекрывать и подачу воды. Если же производится замена труб отопления или водоснабжения, то после перекрытия необходимо слить воду из системы.
- Разборка старого стояка. Этим должны заниматься слесари (возможно из управляющей организации), так как эта процедура может быть трудоемкой и требовать специальных знаний и навыков.
- Монтаж нового стояка.
- Возобновляется подача теплоносителя либо воды, стояк проверяется на наличие либо отсутствие протечек.
Так как протечки, чаще всего, возникают в местах расположения межэтажных перекрытий, то оптимальным решением будет заменить стояк во всем доме.
Для каждой разновидности коммуникаций при замене существует ряд нюансов, которые следует учитывать:
- отопление: отключать подачу теплоносителя без ведома управляющей организации нельзя, также запрещено изменять диаметр труб стояка в сторону уменьшения;
- горячее водоснабжение: в этом случае, больше подойдут трубы не из простого пластика, а из армированного.
Все это лишний раз подтверждает, что работы по замене стояков должен производить только профессионал. При этом желательно, чтобы этим занимались сантехники из управляющей компании или ТСЖ. В этом случае есть гарантия, что все необходимые работы будут проведены должным образом без нарушения технологических требований.
Таким образом, за замену общих труб в коммуникации отвечает управляющая компания. Жильцы не обязаны самостоятельно производить их ремонт. Не стоит забывать, что каждый собственник квартир в многоквартирном доме должен ежемесячно оплачивать ремонт этих коммуникаций. Поэтому они имеют право требовать от УК поддержания их в надлежащем состоянии.