Изменившиеся нормы Гражданского кодекса, которые регулируют вопросы регистрации граждан и прописки, внесли определенное недопонимание, что же является местом жительства и требуется ли обязательная прописка. Попробуем поподробнее разобрать, что значит место жительства и временная регистрация.
Действующее в прошлом законодательство подразумевало лишь прописку гражданина по месту пребывания, что существенно ограничивало возможности граждан по внутренней миграции.
Это приводило к сложностям при переезде в больший город в поисках работы, так как необходимо было найти, кто бы прописал человека у себя в квартире. Тогда как таких желающих прописать родственника или просто незнакомого им человека найти было затруднительно. В итоге институт прописки был заменен на регистрацию граждан по месту пребывания. Такое место жительство признается законным и требует лишь регистрации в органах ФМС.
Наличие регистрации позволяет существенно упростить жизнь как иногородним, так и арендодателям квартир, которые получили возможность официально сдавать свою жилплощадь и регистрировать в ней третьих лиц. Правом регистрации по месту пребывания граждан были наделены гостиницы и отели, которые в соответствии с действующим законодательством должны поставить на учет всех своих постояльцев. Подобная бумага, правильно заполненная уполномоченными органами, признается законной, даже если указан адрес регистрации отеля и пансионата.
Временная регистрация по месту текущего пребывания гражданина может выдаваться как на срок в несколько дней, так и на год с возможностью последующей пролонгации. Фактически регистрация признается подтверждением места жительства человека, и он должен проживать по указанному в бумаге адресу. Однако какого-либо действенного контроля за фактическим местом проживания гражданина организовать невозможно. Поэтому сегодня сплошь и рядом встречается ситуация, когда местожительство человека не соответствует адресу прописки и регистрации.
Единственный нюанс состоит лишь в том, что имеющаяся у него на руках регистрация по месту пребывания должна быть выполнена в городе, в котором он фактически проживает.
Процедура получения регистрации по месту пребывания
Первоначально регистрация граждан по месту жительства выполнялась как органами ФМС, так и уполномоченными организациями. Однако начиная с 2014 года обязанности по регистрации закреплены исключительно за сотрудниками Федеральной Миграционной Службы. В поселках и небольших городах, где отсутствуют отделения ФМС, за регистрацию отвечают местные администрации и сельские советы. Регистрация, если она правильно проведена, признается законной даже без ее заверения сотрудником миграционной службы. Отметим, что гостиницы, отели и базы отдыха также производят регистрацию, однако они не являются органом, отвечающим за постановку на учет. Для постановки на учет требуется:
- Паспорт.
- Заявление, заполненное собственником жилья.
- Документ, который является основанием для регистрации гражданина по указанному адресу.
Основным подтверждающим документом регистрацию гражданина по месту жительства является бланк строгой отчетности, который заверяется органами ФМС или лицом уполномоченным выполнять постановку на учет. В таком документе пишется адрес, по которому проживает человек и срок действия регистрации. Все это заверяется подписью ответственного лица и собственников жилья, которые дают согласие на проживание гражданина в их квартире.
Вся процедура по регистрации по месту фактического жительства не представляет сложности и занимает 15 минут. В присутствии сотрудника ФМС собственник жилья подает соответствующие бумаги, заполняет соответствующий формуляр на регистрацию по месту пребывания и заверяет его своей подписью. Документ также подписывается лицом, ответственным за постановку на учет. Начиняя с момента своего заполнения и внесения в базу данных, документ имеет юридическую силу, и местожительство гражданина является адрес, указанный в регистрационных документах.