Ежемесячно, каждый владелец квартиры оплачивает услуги, относящиеся к разряду коммунальных:
- свет;
- газ;
- пользование жилой площадью;
- подача воды;
- канализация;
- подача тепла;
- содержание здания и его текущий ремонт;
- проведение капитального ремонта дома.
Иногда, к этому списку может добавиться плата за использование антенны, а в зданиях выше пяти этажей – содержание и ремонт лифтового оборудования. В некоторых случаях, также собираются взносы на оплату труда председателя совета дома и консьержа. Суммы всех этих платежей, сроки и способы перечисления средств определяются по-разному.
Содержание
Тарифы
Размер оплаты таких услуг, как свет, газ, отопление, водоснабжение и канализация рассчитывается по определенным ставкам, которые устанавливает либо местный муниципалитет, либо органы власти, отвечающие за управление субъектами Российской Федерации.
Конкретные суммы вычисляются либо по установленным нормам, либо при помощи счетчиков, расположенных непосредственно в квартире.
Если в жилом помещении установлены счетчики на газ, свет и воду, то собственник жилья самостоятельно контролирует, сколько он должен заплатить за прошедший месяц. Высчитывается разница между текущим показанием и прошлым, и получившееся число умножается на величину установленного тарифа.
В большинстве случаев, поставщик услуги сам присылает квитанцию с определенной суммой, где необходимо сверить эти величины и внести изменения, если имеется расхождение. Периодически происходит проверка счетчиков представителями организаций, занимающейся предоставлением услуги. Это делается с целью выявления недобросовестных потребителей.
Если установлены общедомовые приборы учета (свет, газ, водоснабжение), то их показания снимает управляющая компания, ТСЖ или иная организация, ответственная за обслуживание дома.
Все показания обязательно заносятся в специально заведенный журнал для последующей оплаты в соответствии с тарифами. Любой собственник вправе проверить эти записи, чтобы удостовериться в правильности начисления коммунальных платежей.
Приобретение и установка общедомовых счетчиков могут быть осуществлены в любой момент. Платят за это все жильцы поровну, так как эти приборы учета входят в состав общедомового имущества. Оснащение может быть проведено только сотрудниками компаний, осуществляющих снабжение пользователей ресурсами.
В том случае, если в доме нет счетчиков, оплата производится по установленным нормативам. Обычно, это газ, водоснабжение, водоотведение и отопление. За свет, как правило, платят по индивидуальным приборам учета.
Расчет производится либо по количеству людей, прописанных в квартире, либо по объему жилой площади. Собственник, который платит по квитанциям, может сравнить начисленные суммы с регламентированными нормативами. При выявлении любых расхождений существует возможность потребовать перерасчет платежей.
Плата за содержание имущества
Помимо услуг ЖКХ, ежемесячно с собственников жилья взимается плата за содержание дома в надлежащем состоянии, мелкий ремонт здания и коммуникационных систем.
К ним, традиционно, относятся следующие объекты:
- лестничные площадки;
- коридоры;
- лифты и лифтовое оборудование;
- чердаки;
- подвалы;
- технические этажи;
- крыши;
- инженерные системы;
- система отопления и водоснабжения;
- этажные щитки и электрошкафы, установленные в подъезде;
- осветительные приборы;
- пожарная сигнализация;
- автоматические двери;
- придомовая территория со всеми объектами благоустройства.
Если тарифы на основные коммунальные услуги (свет, газ, отопление и прочие) одинаковы, то плата за содержание общедомового имущества может различаться. Такая ситуация обусловлена тем, что размер этих платежей регулируется иначе.
Согласно положениям действующего Жилищного кодекса, размер оплаты за содержание и ремонт дома должен быть таким, чтобы обеспечивать оказание данных услуг в полном объеме. Не существует возможности платить по заниженным ставкам.
Если собственник, по той или иной причине, не в состоянии нести эти расходы, ему необходимо прийти в администрацию с заявлением о получении соответствующей субсидии. Окончательный размер суммы всецело зависит от того, какой метод управления многоквартирным домом был выбран жильцами.
Способы управления домом
При выборе управляющей компании, для осуществления обслуживания, тарифы устанавливаются на регулярном собрании собственников жилья. Со стороны УК вносятся определенные предложения с различными вариантами объемов обслуживания и соответствующей оплатой.
Владельцы квартир рассматривают все предоставленные варианты и выбирают один из них путем общего голосования, по результатам которого, с управляющей компанией заключается договор. В нем четко прописываются права и обязанности сторон, объем оказываемых услуг и их стоимость.
Ни один из пунктов этого договора не может быть изменен в одностороннем порядке в течение всего срока его действия. Поэтому, если управляющая компания вдруг увеличивает размер оплаты, это повод для обращения в суд с исковым заявлением.
Если возникла необходимость во внесении каких-либо коррективов, то для этого необходимо повторно организовать собрание всех собственников жилья и вынести этот вопрос на общее обсуждение.
Если собственниками не было принято решение об определенном способе управления, то, в этом случае, размер оплаты будет регулироваться местным муниципалитетом.
Для этого, проводится открытый конкурс между компаниями, предоставляющими подобные коммунальные услуги, и выигравшая организация осуществляет содержание дома за ту стоимость, которая была указана в конкурсной документации.
Жилищные кооперативы
При формировании ТСЖ или иного жилищного кооператива, расчет происходит по иной схеме. В этой ситуации, объем ежемесячных сборов, связанных с тратами на содержание и ремонт общедомового имущества, определяется правлением ТСЖ/кооператива.
Как прописано в действующих правилах, эта сумма рассчитывается на основании сметы доходов и расходов, которая составляется ежегодно.
Что делать после выборов
Когда собственники жилья в многоквартирном доме определили, что самостоятельно будут заниматься управлением, оплата за содержание и ремонт осуществляется на основании заключенных договоров. Жильцы сами выбирают организации или отдельных лиц, которые будут следить за состоянием общедомового имущества.
Когда выбрана управляющая компания, дополнительно нужно утвердить список работ и услуг, которые она будет осуществлять. Если этого не сделать, то устанавливается общий тариф, по которому будет в дальнейшем взиматься плата за услуги.
Размер такого платежа устанавливается местной администрацией. В подобной ситуации есть свой существенный минус – так как жильцы не установили конкретный список работ, проводимых управляющей организацией, они не смогут проконтролировать их выполнение. Соответственно, теряется возможность привлечь организацию к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей.
Перечень работ и услуг является очень важным пунктом договора, заключаемого между собственниками жилья и управляющей компанией, поэтому необходимо организовать общее собрание для его утверждения.
Минимальный набор услуг регламентирован «Правилами эксплуатации жилищного фонда». Дополнительные работы, которые не входят в обязательный минимум, бывают разнообразными и всецело зависят от особенностей многоквартирного дома и пожеланий владельцев квартир.
Так как итоговый список получается сугубо индивидуальным, сумма ежемесячной оплаты услуг также будет различаться в каждом отдельно взятом доме.
Нередко у жильцов возникает вопрос о том, кем должны оплачиваться затраты на свет в подъезде. Ответ достаточно прост. Подъезд является частью общедомового имущества, расходы на содержание которого делятся поровну между всеми жильцами.
Следовательно, оплата за свет также распределяется поровну между собственниками квартир. Таким же образом распределяется плата за содержание лифтового оборудования. Несмотря на то, что жильцы первых этажей практически не пользуются лифтами, они обязаны вносить плату наравне со всеми.
Если работы по содержанию и ремонту многоквартирного дома выполняются ненадлежащим образом и наблюдаются значительные перерывы в обслуживании, жильцы могут принять решение о подаче заявления с требованием пересмотреть сумму тарифов.
Лучше всего составлять письменный документ, хотя и устная форма также является приемлемой. Главное, соблюдать сроки и формулировать обращение не позднее, чем через полгода после нарушения.
Дополнительные взносы и сборы
Кроме всех коммунальных услуг (света, отопления, водоснабжения и прочих), нередко, собственники жилья решают организовать совет с выбранным председателем. Для того, чтобы он мог полноценно функционировать, необходим регулярный сбор средств.
Отдельная сумма выделяется в качестве вознаграждения для председателя. Он занимается урегулированием конфликтов, возникающих в связи с деятельностью управляющей компании, организует собрания жильцов и решает ряд иных немаловажных вопросов.
Также в некоторых жилых комплексах в каждом подъезде имеется консьерж. В его обязанности входит:
- пропуск жильцов и их гостей;
- контроль за проведением ремонтных работ;
- реагировать в случае возникновения экстренных ситуаций;
- следить за парковкой и состоянием подъезда.
Для полноценного выполнения им своих обязанностей, важно оборудовать рабочее место: поставить мебель, провести свет и телефон, по желанию, приобрести бытовую технику.
Оплата труда консьержа в каждом подъезде оплачивается за счет добровольных взносов собственников жилья. Размер сборов, в обоих случаях, решается на общем собрании путем голосования.